Мужской костюм:

Главным предметом мужской одежды являлся хитон; он надевался прямо на тело без рубашки. Хитон представлял собой кусок ткани, охватывавший все тело человека сверху донизу. С одной стороны он был весь цельным и имел только одно отверстие для руки. С другой стороны верхние концы ткани скреплялись вместе на плече посредством застежки или пряжки. С этой стороны хитон или сшивался по всей своей длине, или, что было реже, оставлялся несшитым. Пояс позволял подбирать его по желанию. Первоначально афиняне носили его очень длинным, так же как и ионийцы Малой Азии, но после персидских войн они заменили его более коротким, как у дорийцев, доходившим лишь до колен. Часто к нему приделывались рукава или полурукава. Хитоны для рабов и слуг (эксомис) имели лишь одно отверстие для левой руки, а правое плечо оставалось обнаженным. Поверх хитона набрасывали на себя просторную длинную одежду, называвшуюся гиматион. Один угол этой ткани укрепляли на груди пониже левого плеча; затем ткань закидывалась за левое плечо на спину, проходя под правой рукой, или сверху ее, вновь закидывалась на левое плечо, с которого спадала другим концом на спину. Разновидность этого плаща составлял трибонион, отличавшийся меньшими размерами и первоначально употреблявшийся только в дорийских городах.
http://www.w-st.ru/img/bitvjhrj.jpg
Хламида представляла собой короткий плащ, скреплявшийся с помощью застежки на шее и свободно спадавший на плечи и на спину. Ее носили во время охоты, в дороге и на войне. Она была обычным костюмом для юношей в Афинах и для взрослых граждан в Спарте. В городах греки обычно ходили с непокрытыми головами. В деревнях и в дороге они защищались от солнца или с помощью пилоса, войлочной шапочки без полей или с очень маленькими полями (петас), или настоящей войлочной шляпы, только более плоской, чем наши, снабженной ремешком для укрепления ее на голове и для придерживания при закидывании ее за спину.
Самой распространенной обувью являлись сандалии, прикреплявшиеся к ногам ремнями. Кроме того, грекам были известны также и настоящие сапоги из кожи или валяной шерсти, доходившие до середины голени и зашнуровывавшиеся спереди.
Вообще же, они часто ходили босиком.

Женский костюм:

Женский костюм был очень прост. Основную его часть составляла туника (хитон), нисподавшая до пят. Это была такого рода одежда, где и лиф и юбка составляли одно целое; иногда к этой одежде приделывались небольшие рукава, а иногда она оставалась сверху открытой, с застежкой на плече. Этот костюм предназначался для дома и шился из мягкой, но тяжелой ткани, чаще всего шерстяной и реже льняной. Обычно это платье было белого цвета с какой-либо цветной каймой; в талии туника стягивалась поясом, это позволяло по-разному располагать складки; молодые девушки носили пояс вокруг талии, замужние женщины носили его выше, по той моде, которую эпоха Директории заимствовала у древности. Руки оставались обнаженными; ноги обувались очень изящно. «Фиванские женщины, — говорил современник, — носят маленькие ботинки, низенькие и узкие, красного цвета; эти ботинки так хорошо зашнурованы, что нога кажется почти голой». В Танагре на женских фигурках надеты желтые ботинки на красной подошве.
http://www.w-st.ru/img/bittyrjcn.jpg
Такова была женская одежда для дома, но этот слишком простой костюм не был для выхода ни достаточно теплым, ни достаточно приличным, ни достаточно изящным. Когда женщины одевались для выхода, они накидывали сверху гиматион, называвшийся то пеплос, то калиптра. Довольно трудно установить различие между этими двумя обозначениями, тем более что гречанки интересовались модой не менее наших современных женщин. Однако можно предположить, что калиптра была меньше размером и тоньше, а пеплос толще и шире.
Впрочем, важнее всего было уметь изящно надеть на себя кусок ткани шириной около полутора метров, а длиной в два или два с половиной раза больше; цвет его был или белый, или розовый, как в Танагре, или с каймами красного или черного цвета. Манеры носить его были разнообразны до бесконечности. «Когда становилось жарко,-говорит Райэ,- и если гречанке хотелось простора, она сбрасывала калиптру назад до талии, придерживая ее только наполовину согнутыми руками и оставляя концы свешиваться с обеих сторон; или же она подбирала один из этих концов и небрежно перебрасывала его поверх левого плеча. В этом случае это был не более как изящный шарф, позволявший принимать грациозные позы». Если же она хотела закутаться, то покрывала этим куском ткани голову и перебрасывала правый конец через левое плечо так, чтобы он свешивался сзади; такая одежда плотно прилегала к груди и оставляла одну руку свободной. Иногда нижняя часть лица закрывалась той же тканью; это была мода фиванских женщин. «Часть их гиматиона,— говорит один древний автор,— покрывающая их голову, располагается таким образом, что лицо оказывается почти все скрытым, остаются открытыми только глаза».
На голову женщины обычно надевали круглую, почти плоскую шляпу с остроконечным верхом; в руку они брали веер в форме лотоса, как правило, окрашенный в ярко-голубой цвет; на запястья и на пальцы надевались золотые драгоценные украшения; румяна использовались для подкрашивания лица, а разные искусственные смеси придавали их волосам прекрасный золотистый оттенок, свойственный венецианским блондинкам.

(Диль. Археологические экскурсии по Греции.)